Школьники попробовали себя в роли ученых

В учебных аудиториях СУНЦ НГУ прошел Летний математический ринруТ для школьников, увлеченных математикой. В этом году мероприятие проводилось в очно-дистанционном режиме, его участниками стали 80 школьников. За время ринруТа дети успели попрактиковаться в решении исследовательских задач и даже сделали собственные открытия.

Математический ринруТ — это научно-образовательный семинар для школьников. Традиционно он проводится в форме командных соревнований по решению исследовательских математических задач. Участники ринруТа — ученики 5-10 классов, которые углубленно занимаются математикой и показывают высокие результаты на интеллектуальных состязаниях по этому предмету. Руководителями команд становятся студенты, магистранты, аспиранты ММФ НГУ.

В течение пяти дней участникам, школьникам и студентам, предлагалось решить несколько задач открытого характера. Часть задач не имеют готового решения: члены жюри и руководители команд стараются продвинуться в их исследовании наравне со школьниками.

Организаторы отмечают, что в этой, пусть и учебной, деятельности присутствует все, что необходимо будущим ученым: умение выдвигать гипотезу и проверять ее, умение планировать эксперименты и анализировать их результаты, умение формулировать хорошие вопросы и оформлять решения в виде научной статьи и, конечно же, умение работать в команде.

В этом сезоне параллельно работали две лиги: премьер (5-8 классы) и высшая (9-11). Соответственно у каждой лиги был свой комплект задач. В конце каждого дня участники подводили итоги работы, выясняли, насколько глубоко или широко команды продвинулись в своих исследованиях. А по утрам проходили ежедневные брифинги по одной из задач: встречи, моделирующие обстановку настоящего научного семинара.

Как отмечают члены жюри, за время ринруТа дети не только решили много задач, но и сделали ряд собственных открытий. Например, открыли новую особую точку в произвольном треугольнике. Школьники выяснили, что три прямые, делящие периметр треугольника пополам и проведенные из его вершин, всегда будут пересекаться в одной точке. Причем это будет не точка пересечения медиан, биссектрис или высот. В литературе эта точка известна как точка Нагеля, но участники ринруТа об этом не знали, поэтому вывод, что такая точка существует, и доказательство получили самостоятельно.

Кроме непосредственно решения задач, в программе ринруТа были обучающие мастер-классы и легкая досуговая часть.

Все мероприятия проводились в очно-дистанционном формате. Занятия первой половины дня проходили очно в малых группах, а вечером ребята могли дистанционно поучаствовать в обсуждении задач, послушать книги или подискутировать на разные темы.

РинруТ завершился в пятницу церемонией награждения участников. Команда, дальше всех продвинувшаяся в решении задач, получила традиционный приз — перевернутый кубок.

Александр Канухин (высшая лига), участник Всероссийской олимпиады по математике-2021:

— РинруТ — это для меня что-то совершенно новое. Наверное, именно так выглядят задачи, с которыми сталкиваются серьезные ученые-математики. Это довольно интересно на самом деле: экспериментировать, находить закономерности, строить гипотезы, формулировать теоремы. Непередаваемое ощущение, когда удается доказать собственноручно придуманную теорему. Ринрут приближает к реальной научной деятельности. Олимпиадный опыт здесь, безусловно, хорошо помогает, но полагаться только на него — это ошибка, которую я совершил в первый день. Здесь нужно не бояться экспериментировать, развивать свои идеи, потому что даже самая на первый взгляд глупая и провальная из них может оказаться ключом к победе.

Математический ринруТ проходит с 2013 года дважды в год. Организаторами выступает Автономная некоммерческая организация дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН», Математический центр в Академгородке. Мероприятие проводится при поддержке СУНЦ НГУ и Фонда Президентских грантов в рамках проекта «Математический полигон как экспериментальная площадка для внедрения инновационных образовательных подходов и практик в сфере дополнительного математического образования».